Методика

Экосистема подготовлена исследовательским агентством Data Insight при поддержке компаний RTB House, Boxberry, Inventive Retail Group, Mail.ru.

Карта экосистемы интернет-торговли в России показывает сегодняшнее состояние рынка и его игроков. Карта может быть полезна как интернет-магазинам, так и самим сервисам. Обратившись к карте интернет-магазин сможет решить такие вопросы как подбор сервиса для решения внутренних задач магазина, выбор технологического партнера из представленных сервисов, настройка процессов на аутсорсинг, знакомство с рынком электронной коммерции, изучение новых технологий и развитие уже имеющихся компетенций. Сервис, который воспользуется картой электронной торговли, сможет понять ситуацию на рынке, определить новые ниши для развития, ознакомиться со своими конкурентами, найти новых партнеров.

На первом этапе мы обратились к интернет-магазинам и сервисам с просьбой описать рынок услуг для интернет-магазинов. Во время первого этапа мы узнали, чего не хватает интернет-магазинам, как сервисы могут помочь интернет-магазинам с их задачами, чем карта электронной торговли будет полезна всем игрокам рынка электронной торговли.

На следующем этапе на основе полученной информации и известных нам трендов в области интернет-торговли и, в целом, ритейла, мы обратились к экспертам рынка, с которыми мы обсудили новые тренды на рынке, категории сервисов и новые технологии, задачи интернет-магазинов. Проанализировав новые направления работы и новые типы сервисов, нам удалось сделать более детальную разбивку сервисов на категории, выявить новые разделы экосистемы.

По результатам анализа была разработана новая структура экосистемы, соответствующая сегодняшнему рынку. Структура экосистемы включает в себя четыре блока советующих основным потребностям интернет-магазина: «Управление магазином», «Привлечение покупателей», «Логистика», «Платежи», и один вспомогательный блок «Отраслевые организации». Каждый блок включает в себя категории сервисов, которые специализируются на конкретных проблемах интернет-магазина. Категории сервисов в свою очередь почти всегда разделены на подкатегории.

Основные выводы, сделанные по итогам разработки новой экосистемы электронной торговли:

  1. Часть сервисов выполняет комплекс смежных услуг, часть специализируется на одной услуге;

  2. На рынке электронной коммерции стало больше узкоспециализированных сервисов, появились новые ниши для развития;

  3. Категории сервисов тесно связаны между собой, некоторые категории относятся к двум блокам одновременно.

Разработанная структура экосистемы была согласована с ключевыми экспертами по выделенным ранее компетенциям. В результате согласования уточнилась структура разделов, их состав и взаимосвязь. Мы отдельно благодарим экспертов, которые помогли нам в этой работе:

  • Светлана Алавердян (Flocktory)

  • Евгения Арнаутова (AliExpress)

  • Сергей Беляев (Webit)

  • Иван Боровиков (Mindbox)

  • Максим Ванкевич (Metacommerce)

  • Татьяна Глазачева (Robokassa)

  • Алексей Даньшин (DVgroup)

  • Сергей Егорушкин (B2basket Президент Ассоциации   Торгово-Технологических Компаний)

  • Алексей Жуков (Фулфилмент-оператор ReWorker)

  • Леонид Зондберг (Почта России)

  • Юлия Исюк (Flocktory)

  • Дмитрий Кантарович (WeCheck)

  • Оксана Любивая (ProStore by Lubivaya)

  • Анна Макушева (IML)

  • Елена Меньшенина (Ingate)

  • Юлия Носова (Leadrive, ex АТОЛ Онлайн)

  • Андрей Осокин (СберМегаМаркет)

  • Ирина Переметько (Jivo)

  • Наталья Плетнева (DPD)

  • Ольга Сатановская (PimSolutions)

  • Вадим Симонов (Aristos)

  • Ксения Склярова (Criteo)

  • Артем Соколов (InSales)

  • Андрей Тыщенко (Dynamic Yield)

  • Александр Хачиян (AWG)

  • Николай Хлебинский (Retail Rocket)

  • Юлия Шатилова (Brandquad)

  • Надежда Шилова (Adlabs)

  • Елена Шутюк (DostavkaGuru)

  • Евгений Щепелин (СберХ)